Грунтовые и железные дороги, равно как и другие средства сообщения, имеют особое значение для людей, занятых товарным хозяйством. Большинство жителей Венесуэлы почти не пользуется дорогами более совершенными, чем тропы для мулов. Но меньшинство венесуэльцев, связанное с товарным производством и заинтересованное в доставке своих продуктов на рынки крупных центров или в порты для отправки их за границу, сильно заинтересовано в создании удобных путей сообщения.
Поскольку государственные деятели Венесуэлы держали в своих руках и экономику страны, — эти люди, вроде Гусмана Бланко или генерала Гомеса, — то они тратили значительную долю общественных средств на строительство усовершенствованных путей сообщения. И Каракас и Валенсия расположены в местах, где имеются сравнительно невысокие перевалы через Береговой хребет.
Чтобы перебраться из Ла-Гуайры в Каракасскую долину, нужно подняться на высоту всего лишь 1 040 м. Каракас расположен на высоте 956 м над уровнем моря. Однако склоны гор, отделяющих Каракас от моря, настолько круты, что для преодоления этого пути к городу — расстояние, равное всего 14,5 км по прямой, — приходится проехать 33,5 км по шоссе или 37 км по железной дороге.